Москва(Пн.-Пт. 10:00 - 20:00)
+7 (495)-766-35-66

О форме цветка розы

Сегодня можно найти розу любой окраски, возможной для культуры, поэтому важнейший критерий выбора кроется в форме. Всё многообразие форм цветка роз укладывается в приближённую (схематическую) классификацию, в основу которой положены не количественные характеристики, а схожесть внешнего очертания цветка с геометрическими формами, что уже предполагает некоторые пропорции. Для роз характерны следующие формы бутонов (цветков): конусовидная (бокаловидная), чашевидная, шаровидная, розетковидная, квартированная, плоская, помпонная.

Любители роз сегодня, в основном, являются поклонниками бокаловидных и чашевидных цветков, хотя некоторые находят свои идеалы среди загадочных шаровидных или свободных художественныхформ.

Конусовидная (бокаловидная) форма.

Классика бутона ('Lolita Lempicka', Meilland, 2002)

Конусовидная (бокаловидная) форма создается укладкой высоких внутренних лепестков и отражает варианты пропорций, когда высота бутона больше (или значительно больше) его диаметра в основании. Высшая степень элегантности — это плотный удлиненный бутон с заостренным верхом как, например, у сорта ('Lolita Lempicka', Meilland, 2002). Такую форму называют классической, и с бутонами именно такой формы многие любители связывают свои ожидания относительно совершенства цветка. Хотя иногда идеальный конический бутон прячет не так много лепестков и распускается в цветок неопределённой (свободной) формы. Некоторые цветки имеют удивительную симметрию в укладке лепестков ('Savoy Hotel', Harkness, 1989), другие — плотный спиральный центр как у 'Impératrice Farah' (Delbard, 1992). Роза, которой можно любоваться и сегодня ('Savoy Hotel', Harkness, 1989)

Чашевидная форма.

Типичный пример чашевидного цветка старинного облика ('Candlelight', Rosen Tantau, 2001)


Чашевидная форма цветка формируется, если высота бутона примерно равна его ширине в основании. Края лепестков цветка чаще отогнуты наружу и открывают тычинки. Считают, что чашевидные цветки более женственны и чувственны. Цветки с махровостью около 30 лепестков, раскрываясь, могут принять плоско-чашевидную форму ('Souvenir de Louis Amade', Delbard, 1998), правда у такой формы сторонников не так много, хотя, как известно, простота никак не исключает красоту и элегантность.

Широкая мода на старинный тип цветка с многочисленными лепестками даёт примеры укладки лепестков в густомахровых розах. Иногда заметна некоторая упорядоченность или даже симметрия, но чаще встречаются варианты, когда несколько наружных рядов имеют упорядоченность укладки, а центральные лепестки сгруппированы сложно, причудливо или просто тесно (‘Kordes' Jubilee', W. Kordes' Söhne, 2012;'Piano', RosenTantau, 2007). Сторонников у чашевидных цветков старинного облика сегодня много, бум связан с появлением английских роз, однако если все цветки в саду будут иметь только такую форму, то это может оказаться скучным решением. Потомок известной семьи Гийо, селекционер Доминик Массад, создавший большую коллекцию сортов Generosa с английским типом цветка, признался нам, что уже устал от однообразия их облика и в настоящее время вдохновлен поиском новых свободных форм цветка.

Шаровидная форма.

Шаровидная форма цветка по пропорциям схожа с чашевидной, так как высота примерно равна ширине в основании, но лепестки изогнуты по направлению к центру и как бы защищают тычинки. Такие формы встречаются не часто и привносят элемент интриги или тайны (‘Honoré de Balzac', Meilland, 1994; 'History', RosenTantau, 2002; 'Madame Figaro', Delbard, 2000)

Встречаются сорта, у которых форма цветка не может быть оценена высотой, шириной, объемом или количеством лепестков. Это уже «четвёртое измерение» -то впечатление, которое производит цветок, я такую форму называю магической. Примером такой формы для меня последние пять лет является 'Hommage a Barbara' (Delbard, 2004), роза притягивает взгляд, а память не находит аналогий. Особый шарм придают «аксессуары»: неровный или рассечённый край лепестков, текстура самого «материала» (шёлк, атлас, бархат), мелкая волна или заметная гофрировка лепестка и наконец, как драгоценное украшение, букет золотистых тычинок. Такие розы всегда не ординарны и, как правило, получают широкую известность.

Встречаются сорта, у которых форма цветка не может быть оценена высотой, шириной, объемом или количеством лепестков. Это уже «четвёртое измерение» -то впечатление, которое производит цветок, я такую форму называю магической. Примером такой формы для меня последние пять лет является 'Hommage a Barbara' (Delbard, 2004), роза притягивает взгляд, а память не находит аналогий. Особый шарм придают «аксессуары»: неровный или рассечённый край лепестков, текстура самого «материала» (шёлк, атлас, бархат), мелкая волна или заметная гофрировка лепестка и наконец, как драгоценное украшение, букет золотистых тычинок. Такие розы всегда не ординарны и, как правило, получают широкую известность.

Статья Галины Панкратовой приводится по журналу «Вестник Цветовода» http://www.vestnik-cvetovoda.ru/garden/govorim-o-rozah-s-galinoy-pankratovoy/galina-pankratova-i-manyat-i-pugayut.html